Роль звука в видео

Спецпроект создан на основе онлайн-встречи в Silamedia Club со Стэном Хейстом, фотожурналистом, продюсером телевизионного контента, медиатренером.
  • Стэн Хейст
    Продюсер телевизионного контента
    Картинка и звук в равной степени могут служить доказательством того или иного явления или события. Я анализирую научные исследования, где объясняется, как восприятие звука помогает нам лучше понять окружающий мир, и как мы можем использовать закономерности восприятия, чтобы помочь нашей аудитории лучше понимать информацию.

Четыре рекомендации по работе со звуком

Очень важно ваше намерение
Вы должны понимать, какой мотив для использования того или иного звука, что он дает понять в истории, на чем акцентировать внимание.
Стремитесь к ясности
Звук должен быть очень четким и понятным.
Используйте звук с осторожностью, учитывая все нюансы
Очень легко увлечься записью каких-то громких звуков и упустить важный контекст. Цель звукового сопровождения — усилить понимание сюжета аудиторией, а не подавить ее.
Помните, что мы воспринимаем мир в том числе с помощью ушей
Если вы на задании и не знаете, куда пойти, с чего начать, остановитесь и просто послушайте. И ваши уши, возможно, приведут вас к очень важной и мощной истории.
  • При работе с видеоматериалом моей мантрой, моим заклинанием была фраза „Снимай при помощи своих ушей, снимай ушами". Что это означает? Когда я на задании делал какой-то репортаж, я не просто искал глазами, что бы мне снять, а также слушал, какой звук хочу запечатлеть. И я обнаружил: если что-то интересным образом звучит, если есть какой-то интересный звук, то, скорее всего, при этом есть и интересная картинка.

В чем сила звука

Звук привлекает наше внимание, с его помощью мы лучше понимаем, в какой ситуации оказались.

Представьте себя в лесу, вы заблудились и не знаете, где находитесь. И вдруг вы слышите, как течет вода. Это приятный звук, вы на него пойдете. Но если вы услышите рычание или вой, то почувствуете, что находитесь в опасности, и вы побежите. Не видя картинку, только на слух вы способны определить звук жизни и звук угрозы.
  • Звук поступает к нам очень быстро, мы очень быстро слышим. Исследования ученых показывают, что наш мозг обрабатывает информацию, которая поступает через слух, от 20 до 100 раз быстрее, чем информацию, которую мы получаем от зрения. Это заложено природой в наш мозг, чтобы мы очень быстро распознавали звуки, которые нас окружают.
Мы слышим очень много звуков вокруг себя, мы воспринимаем их из любого направления. И это очень сильно привязано к самому факту нашего выживания. Это наши чувства, «бей или беги», ориентировка.

Даже если мы не обращаем внимание на все, что слышим, мы все равно находимся в состоянии поиска каких-то звуков.

Когда вы видите картинку и слышите звук — эти две структуры соединяются. И то, что вы слышите, помогает понять, что вы видите. Поэтому, когда мы документируем и запечатлеваем окружающие события, нам нужно уделять внимание не только картинке, но и звуку.
  • Юри Хасон, ученый, нейрофизиолог, который работает в Принстоне, обнаружил интересный эффект: когда два человека смотрят одну и ту же историю, их мозговые паттерны становятся очень похожими. Слушатель понимает говорящего лучше, когда они синхронизированы, когда они находятся во взаимодействии. Нейрофизиологические процессы в мозге позволяет слушателю лучше понимать, лучше воспринимать и лучше запоминать информацию, которую говорит говорящий.

Как использовать звук

Чтобы привлечь зрительное внимание, сначала необходимо привлечь слуховое внимание. Чтобы поймать взгляд — нужно сначала поймать слух.
Интершумы
Журналисты, снимающие видео, должны намеренно использовать звук и должны понимать, почему они хотят его использовать. Не просто «бросить» какой-то звук, а дополнить им свою историю: направить внимание, придать контекст, удержать внимание во время ответственного момента, вернуть зрителя к экрану. Либо использовать звук во время перехода с одной сцены на другую.
Музыка
Есть новостные сюжеты, во время которых, например, музыкальное сопровождение неуместно. Если мелодия звучит естественным образом, то пусть звучит. Она станет естественным дополнением к истории и передаст аудитории атмосферу события.
Прежде чем «наложить» музыку в сюжет при монтаже, решите, насколько этично ее использовать.
Голоса
Следующий тип звука, который используется в репортажах, — это голос самого журналиста, озвучивающего сюжет.
  • То, как мы говорим, произносим слова, влияет на то, каким образом наши слова будут услышаны.

Четыре характеристики голосовой подачи

Громкость — это то, как мы говорим. Во время естественного разговора мы можем повысить голос, чтобы привлечь внимание, или снизить громкость звука, чтобы к нам больше прислушивались. Высота звука — это тон нашего голоса. Меняя его, мы можем делать акценты и привлекать внимание к тому, что мы говорим.

Темп — это то, насколько быстро или насколько медленно мы читаем текст. В обычном разговоре мы говорим с разным темпом: иногда быстро, иногда медленно. Но часто, когда мы начитываем закадровый текст, мы делаем его в одном и том же темпе. Это скучно. Изменение в том числе темпа речи может тоже дать аудитории нужные акценты и привлечь внимание к тому, к чему мы хотим ее привлечь.

Паузы тоже помогают расставить акценты и привлечь внимание. Например, когда репортер рассказывает о пожаре, он говорит: «Вот этот пожар сметает все на своем пути, снова, и снова, и снова». Репортер повторяет одно и то же — снова и снова, — увеличивая паузы между ними. И эти паузы дают более мощное воздействие.
  • Мы должны эти техники использовать сознательно, когда мы пишем текст сюжета, когда зачитываем закадровый текст. Очень важно давать себе подышать. Если вы можете дышать во время начитки, вы можете использовать свой голос как богатый инструмент.
Предложения в видеосюжетах должны быть короткими, занимать при чтении три секунды. Тогда у журналиста будет время дышать во время начитки.

Пример работы со звуком

Как использовать звук, чтобы менять наше восприятие, знают кинематографисты. Знают и активно такими приемами пользуются. Попробуйте при просмотре сцены, которая вас пугает, не глаза закрыть, а уши. Скорее всего, вы обнаружите, что сцена не такая уж и страшная.

Журналисты могут использовать те же приемы при работе со звуком. Аудитория воспринимает видеорепортажи не так, как журналист. Что для репортера «интервью, информация, видео и закадровый текст», то для аудитории «начало, середина и конец». И если интервью сочетать не только с картинкой героя, но и другими видеонабросками, для аудитории это будет выглядеть более естественно, она легче воспримет и поймет о чем в сюжете идет речь.
Стэн Хейст на примере сюжета о сгоревшем доме показывает, как звуки помогают расставлять акценты в истории.
  • Часто, когда мы думаем о создании сюжета, мы вроде бы помним о каких-то важных звуках, но упускаем незаметные фоновые звуки, которые создают контекст. Это те приемы, которыми вы можете подчеркнуть, выделить то, к чему вы хотите привлечь внимание аудитории.
Еще один пример использования звука для усиления картинки — это его отсутствие. Когда началась пандемия, повсеместно стали вводить локдауны, именно отсутствие звуков позволяло показать масштаб возникшей пустоты.

Тишину и отсутствие звуков тоже можно использовать как инструмент для привлечения внимания. Представьте, что вы находитесь в комнате, где работает телевизор. Он может работать фоном, и вы даже не будете обращать на него внимание. Но если вдруг выключится звук, вы посмотрите на телевизор, чтобы понять, что случилось.

Какие есть планы у звука

Мы воспринимаем мир крупным и общим планами. Мы знаем, что такое крупный и общий план у фотографий, аналогичное разделение есть и у звуков. Как картинка крупным планом, так и звук крупным планом дает нам понимание деталей, а картинка общим планом и звук общим планом дают нам представление о перспективе, о ситуации в целом.

В обычной жизни у нас нет зума, которым мы приближаем объекты, чтобы их рассмотреть. Это делает наш разум. Мы этот невидимый монтаж производим внутри головы — с общего плана переходим на крупный, если надо рассмотреть какую-то деталь. Такая же концепция используется и в слухе: наши уши не могут наехать на объект, чтобы его получше расслышать, мы слышим разную информацию, и уже наш разум принимает решение, чему уделить больше внимания.
Стэн Хейст показывает примеры крупного плана у звука, как он привлекает внимание к нужным деталям, даже если картинка перенасыщена предметами. Когда Стэн говорит о звуке крупным планом, это не означает громкий звук. Он может быть тихим, главное — быть единственным.
Когда в тишине тикают часы или слышен треск огня — это крупный план звука. Он помогает сконцентрировать внимание на конкретных деталях. Как записать звук крупным планом? Разместить микрофон максимально близко к источнику звука, который вы хотите записать. Для этого не требуется специального дорогостоящего оборудования, достаточно приблизить смартфон/айфон с включенным диктофоном.

Когда мы слышим, как едет машина, — это общий план звука. И он предвосхищает то действие, которое должно произойти. Такие звуки очень здорово работают, они как бы дают преимущество аудитории. И эту возможность многие журналисты при создании сюжетов упускают.

Как слушать, чтобы услышать

То, как слышит ухо, и то, как записывается на девайс, — это разные звуки. Стэн Хейст советует использовать наушники. Быть в наушниках и когда ведется запись, и когда вы прослушиваете, что записали.

Записать хороший звук поможет микрофон. Выбирать технику надо под конкретную задачу. Микрофон для записи интервью, лекции, прямого эфира или сторонних звуков — это разные микрофоны. О технических требованиях к микрофонам сайту sila.media рассказал звукорежиссер Павел Корнеев.
Держать микрофон не дальше метра от источника звука, использовать ветрозащиту и держать микрофон (в том числе встроенный в смартфон/айфон) спиной к ветру, советует Иво Бурум, австралийский журналист с 30-летним опытом создания программ для прайм-тайма.
Записывать звук на расстоянии 30 сантиметров и окружить себя во время записи мягкими предметами (например, накрыть телефон курткой) советуют радиорепортеры. Улучшить качество звука также поможет защитный экран для микрофона, пушка или обычный носок, натянутый на телефон.
  • Еще может помочь просто упражнение — закройте глаза и попытайтесь сконцентрироваться на звуках. Если мы хотим больше представить, что происходит в звуковом мире, нужно закрыть глаза и уделить внимание звукам.
И всегда нужно быть готовым к тому, чтобы записать хороший звук, потому что как хорошая картинка может появиться неожиданно, так и хороший звук может появиться неожиданно. Особенно это помогает, когда не знаешь, что делать, с чего начать и как уделять внимание звукам.
Над спецпроектом работали: автор - Ольга Бердецкая, верстка - Ярослав Чернов.
Made on
Tilda