Дроны на службе журналистики

Для тех, кто мечтал о радиоуправляемом вертолете, а стал журналистом
Спецпроект создан на основе онлайн-встречи в Silamedia Club с Питером Биттнером, сторителлером и преподавателем дрон-журналистики Калифорнийского университета в Беркли.
Навык управлять дроном становится востребованным. Летательный аппарат используют для поисковых операций, для мониторинга природных пожаров, в сельском хозяйстве, чтобы показать массовое мероприятие. У управления дроном есть еще один бонус — он поможет «осуществить» детскую мечту о радиоуправляемом вертолете.
  • Питер Биттнер
    сторителлер
    Каждый раз, когда вы берете дрон в руки, есть соблазн переборщить с такими съемками, слишком сильно увлечься. Поэтому одна из главных целей — понять, какую ценность добавит съемка с дрона вашей видеоистории.

С чего начать съемки с дрона

Нет, не с покупки и запуска дрона. Первое, что должен сделать журналист, — ответить на вопрос — нужен ли ему дрон на самом деле?

Дрон — не волшебный способ сделать историю потрясающей. Нельзя его использовать только, чтобы получить красивую картинку.

Если вы поняли, что дрон действительно нужен, напишите сценарий с раскадровкой, продумайте ракурсы для съемки. Зарядки аккумулятора у летательного аппарата хватает в среднем на 20 минут, не тратьте это время на бесполезные кадры.

Не думайте, как «вписать» съемки с дрона в материал, думайте, получит ли пользу история от таких кадров.

Чек-лист подготовки истории

  • На самом ли деле для истории нужны съемки с дрона?
  • Насколько съемки с дрона улучшат материал?
  • Как такие кадры впишутся в общую историю?
  • Как они помогут сюжетной линии?

Какие истории рассказывать с помощью съемок с дрона

Кадры с высоты хорошо работают, когда в материале рассказывается о географической точке, которую важно показать в контексте, в определенной обстановке или в соотношении с регионом. В этом случае журналист получит перспективу и масштаб, которые обычно человек никогда не заметит и не увидит.

Съемки с дрона удачно дополнят истории про окружающую среду — природные пожары, вырубки леса, миграция волков. Или о том, как разрастаются/убывают города. Покажите, как в ночное время освещается город. Устройте видеоэкскурсию по городским достопримечательностям.

Кадры с дрона обогатят журналистский материал: добавят красивую картинку или обнажат проблему.

Пример проекта: проблема загрязненного воздуха

Столица Монголии — город Улан-Батор. Хоть это и столица, многие здесь живут в традиционных юртах, которые зимой отапливают углем. Это загрязняет воздух и является причиной причиной тяжелых респираторных заболеваний среди жителей города. Героиня сюжета — бывший журналист и мать ребенка, у которого из-за загрязнения воздуха развился рак. Женщина возглавляет борьбу за освобождение столицы Монголии от ее дымного неба.
  • Я показал свои любимые кадры, они достаточно простые в плане техники. Мы просто либо направляем дрон вперед, либо он летит назад, либо он поднимается вертикально вверх, либо используем движение камеры. Важно, выбирать время для съемок, чтобы был хороший свет. И тогда съемки обогащают историю, когда мы показываем героев или ту проблему, о которой мы рассказываем.

Пример проекта: жизнь в пустыне

Проект рассказывает о жизни людей в китайской пустыне. Автор проекта Джош Хейнер.

Это мультимедийный проект, в котором съемки с дрона выполняют стратегическую функцию — показывают масштаб пустыни, среди которой живут люди. Глядя на кадры, понимаешь, почему герои не хотят, чтобы их дети оставались жить в этом месте.
Съемка начинается с человека, затем дрон наклоняется и взлетает вверх, герой уменьшается, а местность увеличивается. Становится понятен масштаб географической точки, видно, в каких условиях живут люди, что их окружает.
  • Это очень хороший пример использования съемок с дрона, чтобы рассказать историю людей, которые живут в той области, где пески наступают на их жилище, и как они с этим живут, занимаются скотоводством и сельским хозяйством. Получилась очень хорошая история.

Какие фотографии получаются с помощью дрона

Ряд пляжных зонтиков или машины на парковке — при съемке с высоты создают интересный узор из геометрических фигур. С земли такие кадры не получить. Или фотография одинокого фигуриста на замерзшем озере — не только дает масштаб, но и передает красивую цветовую картинку.
Еще один способ использовать дроны — как осветительный прибор. Прикрепить к нему прожектор, поднять, но саму фотографию делать с земли. Получается художественная съемка (круче, чем использовать фотошоп).
  • Тут опять же важно сосредоточиться на каких-то очень простых техниках, не заставлять дрон летать очень быстро или по сложным траекториям. Использовать очень простые приемы, чтобы получить красивые кадры, и просто снять.

Про дрон и его составляющие

Начните практиковать съемки с простого и недорогого дрона. Питер «пережил» шесть аварий с дронами, прежде чем научился им управлять.

Научились управлять дешевым дроном — переходите на более профессиональные. Питер советует ориентироваться на свои финансовые возможности. Хорошо себя зарекомендовали аппараты китайской фирмы DJI, которая контролирует примерно 80% рынка дронов. Встроенные в них камеры позволяют вести профессиональные съемки и делать картинки высокого качества.
Потерять или разбить дрон — не самая большая проблема (тут, скорее, ущерб). Самое плохое — это не сохранить отснятый материал из-за аварии.
  • Чаще всего дрон разбивается или с ним происходит авария, когда он летит назад и у него не настроена быстрая остановка. Пилот, который управляет дроном, не всегда видит, куда он приземляется. Желательно иметь напарника-наблюдателя, который физически следит за перемещениями дрона в воздухе, в то время как вы сосредоточены на картинке на контроллере.
На картинке — набор для журналиста, который готовится к съемкам с дрона. Иллюстрация — интерактивная, кликните на значок, чтобы увидеть описание предмета.

Чек-лист: готовимся к съемкам

  • Проверяем оборудование
    • Убедитесь, что снаряжение находится в хорошем рабочем состоянии.
    • Убедитесь, что внутри дрона есть отформатированная карта памяти.
    • Проверьте камеру, при необходимости почистите.
    • Вставьте аккумулятор в дрон.
    • Присоедините пропеллеры.
    • Подключите дрон к контроллеру.
  • Собираемся на съемки
    • Проверьте прогноз погоды.
    • Надевайте соответствующую погоде одежду и удобную обувь.
    • Возьмите солнцезащитные очки.
    • Возьмите зарядное устройство.
    • Возьмите с собой воду и закуски.
  • Изучаем местность для съемки
    • Составьте безопасную траекторию полета для дрона.
    • Ищите безопасное место для запуска, где поблизости нет зданий, проводов, мостов, водоемов и других препятствий.
    • Не запускайте дрон во время дождя, снегопада, при сильном порывистом ветре, во время грозы.
  • После съемок осмотрите
    • Дрон,
    • Пропеллеры,
    • Камеру,
    • Аккумуляторы.

Как снимать с дрона и не нарушить закон

Разрешение для запуска дрона не требуется, если летательный аппарат весит от 0,15 до 30 килограммов. Но!

  • Дрон все равно нужно зарегистрировать в Росавиации.
  • Летать можно в светлое время суток, в пределах прямой видимости оператора и на высоте не более 150 метров.
  • Летать можно вне диспетчерских зон аэродромов, запретных и специальных зон, зон ограничения полетов и посадочных площадок (отслеживать здесь).
  • Чтобы запустить дрон над населенным пунктом, нужно получить разрешение местных властей. Правило не распространяется на дроны весом менее 150 граммов.
  • Полет происходит вне массовых мероприятий.

Подробнее в наших карточках «Какие разрешения нужно получить для запуска квадрокоптера и фотосъёмки с него?»
В интерактивном видео использован фильм Питера Биттнера «City of Smoke» о столице Монголии Улан-Батор. Фильм опубликован на официальном канале в YouTube «South China Morning Post». Проект «City of Smoke» также опубликован на личном сайте Peter Bittner.

Видеоотрывок о жизни в китайской пустыне взят из проекта «Living in China's Expanding Deserts», опубликованного в The New York Times. Автор проекта и съемок с дрона — журналист Джош Хейнер.

Над спецпроектом работали: автор — Ольга Бердецкая, верстка — Ярослав Чернов.
Made on
Tilda