Мастерство интервью и достижение взаимопонимания

Интервью — это диалог в интересах аудитории
Интервью — это раскрытие героя и его деятельности в глазах аудитории
Интервью — это возможность аудитории глубже разобраться в теме через призму героя

Интервью бывают двух видов.

  • информационное — для того, чтобы человек дал вам нужную информацию о событии или явлении
  • портретное — для того, чтобы читатели или зрители увидели через беседу интересного человека, познакомились с ним/ней и тем, что он/она делает.

Интервьюер должен сочетать в себе два, казалось бы, противоположных навыка. С одной стороны, журналист должен проявлять инициативу, вести беседу, задавать вопросы, направлять разговор, быть активным и динамичным собеседником. При этом журналист должен давать возможность человеку говорить, высказываться. Журналист старается не перебивать собеседника, выдерживает паузы, «даёт пространство» для монолога героя.
Нужно совмещать в себе и активную позицию в разговоре, и вовремя замолкать, чтобы герой раскрылся через свой рассказ.
Этапы, из которых состоит подготовка к интервью
Поиск и формулирование темы
Поиск героя интервью
Сбор информации для понимание контекста
Сбор информации о герое
Подготовка списка вопросов
Договоренности о формате, направлении и времени, выделенном на запись интервью
Отбор и настройка техники для записи интервью
Согласование деталей, формата, акцентов с редактором той медиаплощадки, где материал будет публиковаться
Секреты опытных интервьюеров
Юрий Дудь «Как разговорить дерево?»
Один из самых известных и профессиональных интервьюеров Юрий Дудь в 2017 году на фестивале TIME CODE провёл мастер-класс «Интервью со спортсменом: почему это должно быть интересно даже тем, кому спорт до лампочки». Но говорил он не только и не столько о спортсменах. Юрий поделился очень крутыми советами и лайфхаками о том, как разговаривать с собеседниками, чтобы смотреть, читать и слушать интервью было интересно всем. Рекомендуем посмотреть всем – и начинающим журналистам, и бывалым монстрам.
Шихман поделилась с Ургантом секретами удачного интервью
В 2020 году один из самых известных интервьюеров Ирина Шихман приходила в программу «Вечерний Ургант». И не просто рассказала о профессиональных уловках, которыми она пользуется во время съёмок своих интервью, но и наглядно продемонстрировала их. Очень рекомендуем посмотреть видео – оно не только полезное, но и смешное.
Ларри Кинг учит Конана О'Брайена правильно брать интервью
Легендарный Ларри Кинг, звезда теле- и радиоэфира, достиг мастерства в том, как общаться, задавать вопросы и слушать собеседника. Своими советами он поделился с Конаном О'Брайеном - ведущим известного американского шоу.

Есть перевод на русский язык.
Какие вопросы задавать нельзя?
Катя Гордеева как никто умеет разговаривать с людьми и чутко их слушать и слышать. Поэтому её интервью смотрят миллионы. В подкасте, который мы предлагаем послушать, Катерина делится своим опытом – что нужно для того, чтобы человек во время интервью раскрылся.
Книги об интервью и интервьюерах
Что почитать?
Дин Нельсон
«Как брать интервью»
Дин Нельсон – американский журналист с 40-летним опытом, публиковавшийся в The New York Times, The Boston Globe и USA Today. Он провёл интервью с множеством известных людей. В этой книге он делится профессиональными секретами: как правильно выбрать место встречи, задавать «неудобные» вопросы, как говорить с кумиром или с тем, кто вызывает неприязнь, находить правильные формулировки и выстраивать успешную схему беседы.
Ларри Кинг
«Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
Ларри Кинг – один из известнейших в США людей – ведущий популярного ток-шоу телекомпании CNN, быть гостем которого считали за честь виднейшие деятели политики, бизнеса, спорта и искусства. Эта книга поможет избавиться от страхов перед общением с людьми. Вы научитесь не только говорить в любых обстоятельствах, но и получать от этого удовольствие.
Евгений Криницын
«Как брать интервью» Евгений Криницын
Успешные журналисты (Алексей Венедиктов, Станислав Кучер, Жанна Немцова, Илья Азар и др.) рассказывают о своих приёмах ведения интервью. Вы узнаете, как готовиться, как вести себя с разными собеседниками и выуживать интересную информацию. Также в книге много откровенных воспоминаний о переживаниях, провалах и успехах, которые интересно прочитать. Это издание будет интересно не только журналистам, но и тем, кто работает с людьми, много общается, проводит переговоры.
Ода любопытству
Ларри Кинг написал книгу «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Она адресована не журналистам, а всем людям, которые хотят легко выступать на больших собраниях, заводить разговоры на светских тусовках, поддерживать беседу за столом.
Может показаться, что всё это слишком очевидно. Но сколько человек знают, что нельзя переходить дорогу на красный свет, и всё равно нарушают это правило? Понаблюдайте за людьми на больших мероприятиях, скажем, на сессии Думы или профсоюзной конференции, и вы увидите: никто не слушает.

Журналист, умеющий слушать и слышать своих собеседников, делает их, пусть ненадолго, счастливыми. А главное — он всегда знает больше, чем любой другой.
В книге автор перечислил общие черты всех хороших собеседников:
  • они смотрят на вещи с новой точки зрения и имеют нестандартное мнение об известных предметах;
  • их отличает широкий кругозор: они думают и говорят о вопросах и событиях, выходящих далеко за пределы повседневных интересов;
  • для них характерен энтузиазм: во всём, что они делают в жизни, они проявляют страсть и интересуются тем, что вы им говорите в данный момент;
  • они не говорят всё время о себе;
  • они любопытны, не стесняются спросить: «Почему?», хотят больше знать о том, что вы им рассказываете;
  • они умеют сопереживать, пытаются поставить себя на ваше место, чтобы сформулировать свое отношение к тому, что вы говорите;
  • они обладают чувством юмора и не стесняются сами использовать его; наиболее интересные собеседники часто рассказывают смешные истории о самих себе;
  • у них есть собственный стиль ведения разговора.
Интервью об интервью
Матвей Ганапольский:
Знаменитый теле- и радиоведущий рассказал о Зиновии Гердте как идеальном интервьюере, о том, как социальные сети «съели» жанр интервью, в чём секрет успеха Ларри Кинга и почему никогда не нужно стараться «раскрыть гостя».
Кирилл Набутов:
Телеведущий рассказал о главных правилах интервью, беседах с политиками и о неудачном разговоре с Дмитрием Быковым.
Алексей Венедиктов:
Экс-главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов рассказал о том, как помогает интервьюеру опыт школьного учителя, почему сложно разговаривать с царицами, и чем хорош Ларри Кинг.
Дмитрий Быков:
На интервью плохо являться неподготовленным. Впрочем, являться переподготовленным ещё хуже: людям, которые быстро развиваются, невыносим разговор об их прошлых достижениях. Так табу для интервьюера обозначил Дмитрий Быков.
Илья Азар:
Журналист рассказал о том, чего не должен делать интервьюер, как быть, если собеседник врёт, почему Виталий Милонов более комфортный собеседник, чем Елена Исинбаева.
Владислав Бачуров:
Интервью – последний оплот профессиональной журналистики. Такую точку зрения высказал главный редактор газеты «Мой район» Владислав Бачуров. Он рассказал, как судился с Владимиром Потаниным, а также поделился мнением, почему с Гребенщиковым нужно говорить не под запись.
Как бурундук помогает нудный разговор превратить в живой
Истории за кадром
Однажды я брала интервью у очень умного дяденьки. Изобилуя терминологией, он подробно рассказывал мне об инновациях в области производства высокопрочных бетонных полов.

А я, тогда вернувшаяся из Канады, левым полушарием всё ещё пребывала у берегов великолепного озера Онтарио. Замечталась, вспоминая крохотных смешных зверьков, которые воровали у нас хлеб из рюкзаков. И вот, где-то в середине дядькиной фразы «мы опираемся исключительно на компетентные научные разработки» я с искренним любопытством уточнила:

– А бурундуки полосатые?

Слова «высокоэффективная звукоизоляция» застряли у дядьки в горле. Он несколько минут кашлял, краснел и запивал их водой. Я сделала это не намеренно, просто пыталась вспомнить название канадских грызунов. Но когда дядькино лицо вернулось в спокойную цветовую гамму, мы посмеялись по-дружески, он перестал умничать и нормально объяснил, в чём фишка новых полов.

Экспромт оказался настолько удачным, что я стала «включать бурундуков» во все нудные беседы.

Вот показывает мне заслуженный пекарь хлебозавода имени «Красного Ильича» свои бесконечно похожие друг на друга грамоты и прочие производственные травмы, и вроде неудобно остановить уважаемого человека. Но идет второй час интервью. А я за рецептом пасхального кулича забежала. Спрашиваю заслуженного пекаря: «Вы не знаете, толщина полозьев в коньках зависит от размера ноги?».

И всё. Заслуженный пекарь уходит в режим перезагрузки.

Анна Гин
Писатель, журналист, блогер
Что делать? Что спрашивать? Куда бежать?
Советы интервьюерам от главного редактора Strelka Magazine Сони Эльтерман
На основе открытой лекции Сони Этельман, проведенной в 2017 году в Институте «Стрелка».
Как расшифровать интервью
Технологии помогают справиться с ежедневными задачами
Воспользуйтесь функцией сервиса Google Docs, чтобы расшифровать аудиозапись. Но есть ограничения: голос в аудио должен быть четким и громким, а функция доступна только в браузере Chrome.
Существуют нейросети, автоматически расшифровывающие и аудио, и видео. Рассказываем об одной из них.
Если вы ещё расшифровываете текст вручную, то тратите время зря. Нейросети избавят вас от этого утомительного занятия. Рассказываем о сервисе в «ВКонтакте», который даёт вам возможность быстро и бесплатно расшифровывать интервью.
Фильмы об интервью и интервьюерах
Что посмотреть?
Дэвид Фостер Уоллес, автор романа «Бесконечная шутка», вошедшего в список Time ста лучших произведений XX века, отправляется в тур по стране. Ему на хвост садится журналист Rolling Stone Дэвид Липски. После периода взаимного недоверия, между ними возникает нечто, похожее на дружбу, что позволяет им начать делиться своими мыслями и тайнами. Интервью так никогда и не будет опубликовано, все записи будут храниться в шкафу у Липски до тех пор, пока он не услышит новость о самоубийстве Дэвида в 2008.
Работа Тома МакКарти, получившая статуэтку киноакадемии за лучший фильм в 2016, основана на реальном журналистском расследовании секс-скандалов. Смелые корреспонденты бостонской газеты разоблачают случаи педофилии среди церковных служителей. Картина о том, как брать интервью на личные, стыдные, «запретные» темы.
Сюжет фильма основан на реальном корпоративном скандале в США 90-х годов: доктор Джеффри Уайгэнд (Рассел Кроу) узнает, что курение в 20 веке унесло в несколько раз больше жизней, чем все войны того времени, и предлагает внедрять в производство «безопасные сигареты», способные снизить случаи возникновения бытовых пожаров и количество раковых заболеваний. Опасаясь падения продаж, его идею отвергают, а самого Уайгэнда увольняют с поста вице-президента табачной компании. Лоуэлл Бергман (Аль Пачино), продюсер популярного телешоу, узнает об этом и убеждает Уайгэнда выступить с разоблачительным интервью по телевидению.
Сюжет строится вокруг реального исторического интервью, которое британский журналист Дэвид Фрост берет у Ричарда Никсона, бывшего президента США. В ходе серии встреч Фрост пытается узнать правду о роли Никсона в Уотергейтском скандале. Эти диалоги превращаются в напряженную дуэль. Это интервью не только изменило карьеру Фроста, но и оказало влияние на общественное восприятие Никсона после его президентства.
Интервью в сложной ситуации
Дети — это не мини-взрослые, к ним нужен особый подход, особенно если они становятся героями новостей. При освещении катастроф, в которых пострадали дети, журналистам необходимо проявлять особую чуткость и бережность.
Журналистов учат искать информацию и писать тексты, но почти не учат говорить с людьми, оказавшимися в беде.
Спецпроект на основе онлайн-встречи в Silamedia Club с Джоном Алпертом, американским журналистом и режиссером-документалистом, обладателем 17 Эмми.
Примерить
Мерч с нашей лисичкой не просто заряжает позитивом, но и повышает мультимедийную самооценку
Подушка
Подушка-обнимашка от бесконечных рабочих мыслей в голове. Подушка наполнена холофайбером, экологичным наполнителем, не теряющим своих свойств после стирки. Она мягонькая и уютная. Поэтому отлично помогает творческим людям расслабиться, заснуть и видеть приятные сны.
Плакат на стену
Карта поможет вам сориентироваться в многообразии навыков, которыми может обладать медиаспециалист. По карте вы можете планировать индивидуальный маршрут профессионального развития.
Кружка
Это классическая удобная керамическая кружка для чая, кофе, молока и других полезных напитков. Объём - 300 мл. Высота - 9,5 см. А ещё эта кружка гарантированно обеспечивает 360 градусов вдохновения и новых профессиональных открытий.
Над материалом работали: автор текста — Анастасия Шагаева, Анастасия Пахорукова и Оксана Силантьева, вёрстка — Оксана Силантьева и Ярослав Чернов.
Made on
Tilda