Почему дизайн в медиа важен не меньше содержания
Дизайн в медиа — это не просто красивая обёртка для информации, это её визитная карточка, способная привлечь и удержать внимание аудитории. И вот почему.
Резюмируем. Хороший дизайн не только привлекает и удерживает аудиторию, но и укрепляет доверие к бренду, упрощает взаимодействие с контентом и усиливает его воздействие. Он служит мостиком между медиа и его аудиторией.
«Дизайн — это не про красивенькое»
Ольга Филиппова, арт-директор, работающая в дизайне 25 лет делится своими мыслями о том, что такое дизайн, для чего он нужен, и как авторам выстраивать отношения с дизайнерами.
Дизайнер о дизайне
— Дизайн — это не про красивенькое, дизайн — это про полезненькое. Это не рюшечки и не бантики. Это не всегда цвет. Это не всегда фотографии или иллюстрации. Дизайн — это, в первую очередь, конструирование пути пользователя. У вас есть цель: куда нужно привести пользователя, чтобы он что-то для вас сделал.

 — Дизайн — это не художественная штука, это компиляция лучших решений.
— В медицине, футболе, политике и дизайне у нас разбираются все. Однако, все в какой-то момент понимают, что пора оставить себе только футбол и политику. Но это происходит тогда, когда потрачено очень много сил и времени на «я сам, я всё могу, я сам лучше знаю».

— Креативность не в том, чтобы розовые звёздочки положить на лимонный фон. Креативность в том, чтобы отправить пользователя по такому пути, по которому он пойдёт добровольно и с песней, выдаст тебе денег и никуда не свернёт.
Дизайнер о работе авторов
— Авторы и дизайнер должны работать в связке. Когда я работала в журнале, была такая схема работы. Я читаю черновик текста и говорю:

 — Вот здесь было бы прикольно разбавить, а у нас есть цифры?
 — Нет, но мы можем достать.
 — Так, а вот здесь бы фоточку поставить, сможем нарыть?
 — Не, не можем.
 — Ок, тогда давайте картинку нарисуем маленькую.
 — Да не, оно не будет биться.
 — Ребят, ну это зарисовка на полях. Зарисовки на полях у Пушкина со всем бились, а мы чем хуже. Давайте нарисуем.
То есть дизайнер может подсказать, какими маленькими форматиками можно разбить огромный текст так, чтобы в итоге все элементы лонгрида друг с другом взаимодействовали. А задача автора — собрать для этого фактуру. Так что работа над лонгридом однозначно должна быть совместной.

 — Инфографика не делается за пять минут и не делается в одно лицо. Чтобы дизайнер собрал хорошую инфографику, у него должен быть хороший человек, который собрал очень разносторонние данные. Причём с избытком, с огромным запасом, потому что никогда не знаешь, что можно будет визуализировать хорошо.

 — У автора должен быть запас всего — фото, видео, цифры, мнения, идеи, которые где-то подглядел. Пусть не пригодится, это нормально. Со временем ты будешь уже знать, что идёт в работу, а чем можно пренебречь. Но сначала надо грести всё.
Посмотреть
Дискуссии, эфиры, интервью, презентации, объясняшки по теме месяца.
В чем сила визуального?
— Какие мультимедийные «моды» устарели, а какие тренды вышли на первый план?

 — Почему текстовики смотрят на визуальщиков свысока?

Мы не можем позволить себе дизайнера. Что делать?

Медиатренер Оксана Силантьева пообщалась с Гулим Амирхановой, опытным мультимедийным журналистом, автором книги «Научись уже делать картинки!» о трендах в мультимедиа и роли визуального контента.
Может ли хороший дизайн спасти газету?
Может! В этом абсолютно уверен известный польский дизайнер Яцек Утко. Его работы в Восточной Европе не только получают награды, но и увеличивают тиражи газет на 100%.

Это шестиминутное выступление Яцека на конференции TED полезно посмотреть не только (и не столько) дизайнерам, но и всем пишущим и редактирующим. Поверьте, на тексты потом будете смотреть совершенно иначе.

Видео — с русскими субтитрами.
Дизайн — это про красивое?
Такой вопрос задала медиатренер Оксана Силантьева Алексею Кулакову, CEO digital-продакшена JetStyle и сооснователю издательского сервиса Rideró.

 — Да, но не сразу, — ответил мастер дизайна.

А дальше они говорили про сложившиеся шаблоны в дизайне СМИ, о том, какие вопросы редакция должна себе задавать по поводу каждой страницы, как понять, что нужно уже делать редизайн. На примерах конкретных сайтов обсудили вопрос иерархии целей и дизайнерских решений, как эту иерархию обозначить. Это видео поможет вам погрузиться в кухню/голову дизайнеров, понять, как они думают, какие вопросы ставят.
Почему телевизионные новости такие одинаковые?
Один из роликов Чарли Брукера, британского сатирика, телеведущего, сценариста сериала «Чёрное зеркало», автора критических заметок для The Guardian имеет непосредственное отношение к дизайну. Плохому, шаблонному телевизионному дизайну.

Есть русские субтитры. Смотрим?
Почитать
Рекомендуем только то, что узнали сами и сочли полезным.
Всё больше и больше дизайнеров и дизайн-команд переходят на Фигму. Это сетевой сервис, то есть можно очень быстро поделиться файлами, организовать совместную работу, даже если вас с командой разделяют тысячи километров. И в любое время дня и ночи все файлы и изменения в них были видны и доступны. Каждый элемент можно прокомментировать, обсудить, изменить. А финальный результат выгрузить в нужном для работы формате.
Журналисты любят Тильду за возможность быстро и своими руками собрать контент в историю, которую будет приятно читать. Достаточно продумать логику повествования, подобрать подходящий блок и заполнить его.

Как научиться работать в Тильде? Попробуйте наш метод — сверстайте так, как получается, потом открывайте вот этот чек-лист распространённых ошибок и исправляйте одну за одной.
Этот сервис работает прямо в браузере. Да, в России он работает только через VPN. Да, он не заменит профессионального дизайнера. Но это прекрасная палочка-выручалочка для тех, кто хочет делать красиво. Канва поможет делать простые и симпатичные изображения за пару минут самостоятельно.
Дизайнер, арт-директор Ян Уайт делится простыми приёмами вёрстки и доказывает: дизайн — это не просто красивая упаковка, а инструмент, который помогает сложное сделать простым для восприятия. Какие шрифты лучше, куда ставить подписи, что дают контрасты — это лишь малая часть вопросов, на которые вы найдете ответы.

Рекомендуем книгу, в первую очередь, пишущим и редактирующим людям.
Советы и рекомендации, которые вы найдёте в этой книге, не сделают из вас графического дизайнера или мультимедийного продюсера, как только вы еёе дочитаете. Но она вдохновит вас на дальнейшее изучение этой темы, научит понимать, каким должен быть ваш продукт, научит объяснять дизайнеру, что вы от него хотите. А если не сможете объяснить словами, сможете найти нужные примеры. Или нарисовать сами.
Эта книга не заменит учёбу в школе дизайна. После её прочтения вы не станете дизайнером. Но на текст вы однозначно будете смотреть по-другому. В книге вы найдёте четыре секрета, которые пригодятся в любом дизайнерском проекте, познакомитесь с принципами работы с цветом, стилями, шрифтами.
Дэн Роэм учит смотреть на мир иначе с помощью визуального мышления, «ловить» идеи и делиться ими с другими. Кроме того, он с легкостью доказывает, что с помощью образов и рисунков можно решать любые задачи, даже не связанные с работой и бизнесом.

Эта книга для всех, кто хочет развивать визуальное мышление и научиться презентовать свои идеи с его помощью.
Использовать
Собрали полезности по теме месяца, которые пригодятся вам в работе.
Четыре базовых принципа хорошего дизайна
Автор бестселлера «Дизайн для НЕдизайнеров» Робин Уильямс сформулировала четыре универсальных принципа — простых для понимания и очень эффективных.
  • Близость
    «Связанные между собой элементы следует группировать. Тогда они образуют один визуальный элемент, а не рассеиваются по странице». Цель — упорядочить информацию по смыслу. Для этого нужно объединить (сблизить) логически связанные части текста, изображения, декоративные элементы. Следует избегать связи случайных элементов и большого количества групп (если их более пяти, то нужно что-то убрать).
    1
  • Выравнивание
    «Ни один элемент страницы не должен занимать случайное место. Каждый нуждается в визуальной связи с соседними». Наметьте линии (вертикальные и горизонтальные) и старайтесь выровнять по ним все элементы. Цель — упорядочить информацию. При взгляде на материал должно быть ощущение равновесия, ясности. Будьте осторожны при выравнивании по центру, оно «придаёт документу более официальный, стандартный и часто посредственный вид».
    2
  • Повтор
    Найдите элемент для повторения. Это сразу сделает работу интереснее, выразительнее. Однако не перестарайтесь с повтором. Например, включите в композицию фрагмент знакомого предмета или расположите его как-то иначе. «Цель повтора — объединить всю публикацию и сделать её визуально интереснее».
    3
  • Контраст
    Самое сильное средство привлечения внимания — очевидное отличие элементов. Создать контраст можно с помощью цвета, размера или формы. Но хорошие дизайнеры при этом помнят, что на одном экране не должно быть слишком много контрастов, т.к. это будет отвлекать и усложнять восприятие.
    4
Алексей Обжорин, учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити, наглядно показал, что нужно сделать с текстом, чтобы он «заиграл».
Вопросы, которые нужно задать себе перед редизайном
Такими проблемами могли бы быть:

— мы делаем визуал для соцсетей, но он постоянно разный и не создаёт ощущение целостности
— наш сайт неудобен для мобильных пользователей, мы теряем аудиторию
— мы хотим быть изданием для молодых, но нас читают в основном 45+, что мы делаем не так?

Какие проблемы вам нужно решить с помощью медиадизайнеров?

Над такими задачками работают командами. Нельзя просто отдать веб-студии задачу «сделайте нам новый новостной сайт». Издатели, редакторы, авторы, дизайнеры, фотографы работают вместе, рассматривая обновленный продукт через разные призмы. Часто на новом сайте меняется структура, элементы, из которых собирается издание, меняется соотношение жанров и форматов. И только потом, на этот новый скелет натягивается то, что мы называем дизайном в просторечии — визуальное оформление. Без каркаса никакие красивости не сделают наш продукт «дизайнерски хорошим».

Поэтому, задумываясь о редизайне, о создании нового медиа или реформировании старого, обучая сотрудников, студентов и школьников основам дизайна, думайте в первую очередь:

— кто
— как
— с какой целью
— будет этой штукой пользоваться?
— к чему люди уже привыкли
— что их не устраивает
— где им неудобно
Проверьте себя: дизайнерский глазослом
Каждый месяц мы в Silamedia делаем вот такие тематические головоломки с терминами и профессиональными словечками. В глазосломе февраля мы собрали слова, связанные с современными трендами в графическом и веб-дизайне. Найдёте 30 слов на игровом поле?
Тренируем насмотренность
Насмотренность — это визуальный опыт, который помогает сформировать собственный вкус. Чем больше мы смотрим и «впитываем», тем больше идей нас посещает. Для вдохновения очень рекомендуем вам регулярно заглядывать на сайт, на котором ежедневно публикуют первые полосы мировых, региональных и локальных СМИ. Здесь можно посмотреть, как формируют обложки редакции из Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Есть совершенно гениальные решения, есть сомнительные, есть откровенно сумасшедшие и бредовые. Тем не менее, это очень интересно разглядывать, тренировать насмотренность и подглядывать идеи, которые можно воплотить и в своё медиа (и речь в данном случае не только о печатных изданиях).
Зарубежный опыт: как выглядят европейские газеты
Если кратко: меньше текста, больше воздуха, крупнее фотографии, больше визуальных историй и инфографики, чем привыкли мы. Посмотрим на Bergens Tidende, норвежскую газету, которая в декабре 2023 года выиграла European Newspaper Award в категории «Региональная газета». Что отметили члены жюри: дизайн издания выделяется благодаря нестандартному подходу к оформлению и структуре публикаций. Плюс много пустого пространства для фокусирования внимания. Умение работать с пустым пространством было отмечено особо.
  1. Редакция делает акцент на важных историях с помощью крупных фотографий на разворотах.
    Такие макеты позволяют читателям легко ориентироваться между историями, потому что на каждом развороте соблюдена визуальная иерархия.

  2. Крупные фотографии = важная история. На обычных страницах и размер фото меньше.
    Это создаёт контраст и помогает читателям отличать менее значимые новости от значимых событий.

  3. В выходные — больше визуального
    Каждую субботу Bergens Tidende выпускает BT Magasinet, приложение на более плотной бумаге, где основное внимание уделяется длинным фоторепортажам.

    С тиражом около 35 000 экземпляров Bergens Tidende не просто крупнейшая газета в своем регионе, но и самая крупная газета Норвегии за пределами Осло. В редакции работают 60 редакторов, 8 фотографов и 9 верстальщиков.
Примерить
Мерч с нашей лисичкой не просто заряжает позитивом, но и повышает
мультимедийную самооценку
Кружка-термос
Кажется, дизайн без кофе просто невозможен! А кофе именно из этой кружки магическим образом превращает мысли в гениальные идеи и наполняет вас вдохновением. В общем, дайте две (хочу ещё и коллеге подарить)!
Лонгслив
Эта футболка заряжена спокойствием и вселенской мудростью. Если вы до сих пор не познали дзен (хотя в нашем суматошном мире пора бы уже), рекомендуется носить на «форс-мажорные планёрки» и встречи с не самыми приятными людьми.
Коврик для мыши
Коврик для мыши, подзаряжающий мультимедийным вдохновением, идеями и желанием не опускать лапы. Если список ваших задач не заканчивается никогда, полезно под рукой иметь лисичку, которая тоже носится, как белка в колесе, чтобы чувствовать, что вы не один такой.
Над материалом работали: автор текста — Анастасия Шагаева, вёрстка — Ярослав Чернов.
Made on
Tilda