Правила общения с героями «тяжёлых историй»
Журналистов учат искать информацию и писать тексты и почти не учат говорить с людьми, оказавшимися в беде. Как позвонить в дверь квартиры, где семья готовится похоронить своего убитого ребенка? Какие слова сказать человеку, которого избили/ограбили/изнасиловали? Как написать текст так, чтобы пережившему травму герою, не захотелось залезть в петлю после вашего материала? Разбираемся в этом с экспертами и опытными журналистами.

»
главный редактор портала «Такие дела»
Евгения Волункова
Однажды я делала материал с Еленой — мамой девочки Оли с муковисцидозом, которая ждала в Москве пересадку лёгкого. Мама была в очень плохом состоянии: она не спала ночами, всё прислушивалась, как дышит дочка, боялась, что она может умереть во сне. И я её обнимала во время интервью, потому что у неё никого больше не было, никто не мог её обнять.
Оля умерла через полгода. Мне нужно было позвонить её маме, чтобы написать пост для соцсетей «Таких дел» и сообщить, что девочки не стало всем, кто переживал за эту семью. И я ходила из угла в угол, не понимая, как начать этот разговор. Что сказать человеку, который не помнит себя от горя? «Соболезную, Елена. Как это случилось?», «Представляю (представляю ли?), как вам тяжело. Получится ли у вас найти силы, чтобы рассказать?»
От каждого нового гудка, который вот-вот должен был соединить меня с Еленой, я мысленно падала в обморок. Во время нашей встречи она говорила, что живёт только ради дочери. Конечно, сейчас она заплачет. А что я ей скажу?
Елена:
Алло (тихий, как шелест травы, голос).
Евгения:
Елена, здравствуйте! Это Евгения из «Таких дел», я писала статью про Олю...
Елена:
Да, Женя, да...
Пауза. А потом плач, похожий на вой. Мне не пришлось ничего говорить.
Мне часто приходится общаться с героями, пережившими тяжелую утрату.
Но каждый раз всё происходит спонтанно, и я никогда не знаю заранее, как именно. Могу только сказать, что важно быть честным. Не переигрывать в сочувствии, не произносить банальности из серии «всё будет хорошо», если вы оба знаете, что не будет. А иногда говорить вообще не нужно — просто сидишь и молчишь, а человек рассказывает и плачет.
Журналисты часто живут чужими проблемами, бедами и трагедиями. Им приходится включаться в судьбы людей. Иногда, чтобы помочь. Иногда, чтобы поддержать. Иногда, чтобы рассказать и каким-то образом предупредить, подсказать, сориентировать, уберечь от опасности других.
Какие материалы называют тяжелыми
Это материалы о людях, получивших психологическую травму. Часто она бывает связана с физической травмой.

Психологическая травма — это комплексное переживание, которое затрагивает тело человека, его психику и ощущения, которые он начинает чувствовать, будучи в обществе других людей. Она возникает как реакция на трагическое событие, которое случилось внезапно, которое угрожало жизни и здоровью самого человека или его близких, и на которое он никак не мог повлиять.

К травмированным героям относятся люди, которые:

  • пережили домашнее насилие (кто-то из семьи постоянно их бил/унижал/насиловал);
  • похоронили близкого человека, который умер из-за болезни (не вовремя оказали помощь, поздно диагностировали смертельное заболевание, не смогли найти деньги на дорогостоящую операцию или дорогостоящие лекарства);
  • столкнулись с насилием, в том числе сексуальным, на улице, на работе, в поездке;
  • похоронили родного человека, которого убили;
  • стали изгоями из-за особенностей здоровья или инвалидности;
  • оказались в одиночестве в немощном состоянии (брошенные старики, дети);
  • имеют серьёзное заболевание, от которого не смогут вылечиться никогда;
  • выжили после катастрофы (автомобильной, природной) или военных действий;
  • потеряли близких людей из-за военных действий.

Журналисты во время разговора с такими героями невольно могут повторно травмировать человека, усугубить его состояние. По незнанию, по неосторожности, потому что что-то ляпнул, не подумав. Иногда журналисты усердно стараются «раскрутить» героя на эмоции, провоцируют человека, допускают грубость. Нужную эмоцию, скорее всего, журналист получит. Но так ли нужно в таких историях переходить грань и в погоне за хорошей историей делать травмированному герою ещё хуже?

Проверьте себя: умеете ли вы общаться с людьми, пережившими травму


Пройдите небольшой тест, чтобы узнать о возможных ошибках. Каждый ответ на каждый вопрос содержит объяснение экспертов в области травмы и работающих с журналистами.
Как общаться с героями, пережившими травму: опыт журналистов
Мы попросили журналистов из редакций различных уровней — городского СМИ, регионального и федерального — поделиться своим личным опытом: как они общаются с героями, пережившими травмы, какие табу для себя устанавливают, каких правил придерживаются.


Почему решили «поделить» медиа на уровни? Потому что работа журналистов в населённых пунктах разных размеров существенно отличается.
Те, кто работает в небольшом городском СМИ, находятся на расстояние вытянутой руки от всех своих героях — живут по соседству, ходят в одни магазины, отдают детей в одни школы. У них, как и у региональных журналистов, меньше шансов специализироваться только на одном направлении материалов. Им чаще приходится быть многостаночниками.

Журналистам федеральных СМИ сложнее найти стоящую историю, потому что на них может сваливаться сотни одинаковых. Но при этом они смогут увидеть и рассказать о тех героях, о которых не могут/не хотят говорить городские журналисты. У федеральных журналистов больший выбор экспертов.

Именно поэтому мы обратились к авторам СМИ разных уровней. Возможно, их опыт пригодится и вам. Нажмите на карточку, чтобы прочитать то, что рассказали наши собеседники.

Герои материалов живут рядом: опыт журналиста из небольшой редакции
Обычно кроме сопереживания ощущаешь какую-то неловкость — человеку плохо, а тут ещё ты со своими вопросами, — говорит Нона Лобанова. — Какого-то алгоритма, как разговаривать с такими людьми, у меня нет. Каждый раз, когда мне надо звонить матери, у которой погиб сын, или погорельцам, собираюсь с духом. А дальше слушаю, как человек говорит, готов ли он сам к разговору с тобой. И всё равно теряюсь, запинаюсь. Мне кажется, к этому нельзя привыкнуть. Да и с профессиональной точки зрения равнодушие, отсутствие интереса сразу чувствуются, так что вряд ли человек раскроется. Надо дать ему понять, что ты действительно сопереживаешь ему, хочешь помочь.
Нона Лобановажурналистка газеты «Городские вести», которая выходит в Ревде (Свердловская область).
Город — небольшой, редакция, соответственно, тоже. Все журналисты — многостаночники, без чёткой специализации. Случилось событие, появилась срочная тема — кто посвободнее, тот и занимается.
Нона любит общаться с людьми, но признаётся: особенно тяжело психологически говорить с одинокими, брошенными стариками и с родителями погибших детей. Трудно найти слова, чтобы выразить людям своё сочувствие и чтобы написать материал.
Нона Лобанова поделилась с нами историей, после которой она старается тщательнее и аккуратнее работать с тяжёлыми и сложными темами.
— В конце 90-х в Ревде за достаточно короткое время произошло несколько убийств девушек. Убийства эти не были связаны между собой — ничего общего, кроме пола и возраста жертв, и того, что все были убиты на улице ночью, в разных местах. Тем не менее, в городе нашлись люди, которые были уверены, что это дело рук маньяка (мы в редакции тоже так считали). Полиция эту версию не приветствовала, и это ещё больше подливало масла в огонь.
И вот снова убита молоденькая девушка. Тело нашли в канализационном люке. Вскоре по подозрению в убийстве задержали 19-летнего друга этой девушки. Имелись основания подозревать его — по словам друзей, Алексей свою подругу бил, они часто ссорились. Но прямых доказательств не было. И с другими убийствами связей не было никаких.
К нам в редакцию пришла мама этого парня. Плакала, говорила, что он не виноват, что в тот вечер его вообще в том районе не было, он, мол, вечером приехал к ним в дом на окраине на последнем автобусе, кондуктор его видела... Просила помочь, чтобы сына отпустили. Мы тогда целую кампанию организовали в защиту этого парня. С помощью общественных активистов наняли адвоката, который во время судебного заседания разнёс в пух и прах все предъявленные обвинения (в том числе благодаря показаниям кондуктора). И подсудимого оправдали. Освободили из-под стражи прямо в зале суда.

Мать убитой девушки на суде молчала, но было ощущение, что ей этот Алексей не особо нравился. В итоге дело об убийстве приостановили за отсутствием обвиняемого. Оно так и осталось нераскрытым. Маньяка не поймали, а потом и вовсе перестали верить в его существование.

А лет двадцать спустя я приехала к пожилой женщине, у которой сгорел дом. Ей нужна была помощь, и мы хотели сделать материал о произошедшем. Вместе с героиней была её родственница. Пока мы разговаривали с пострадавшей, она как-то странно на меня смотрела. Потом подошла:
— Вы меня не помните? Я мама Оли, — фамилию назвала.
— Конечно, помню, — отвечаю.
— Вот вы тогда этого Алексея защищали, а ведь это он мою дочку убил, точно.
Он наркотики употреблял. И лет через пять ещё двух человек убил — пожилую пару, мужа с женой. Залез к ним в квартиру, деньги ему нужны были. Мать его сама призналась мне, что кондуктора, свою хорошую знакомую, подговорила, чтобы та свидетельствовала в его защиту. И в дом он в ту ночь не приехал. Потом из квартиры материной столько вещей вынес, не надо было его тогда спасать, лучше бы сел сразу...

Всех деталей того разговора я не помню, но Олина мама мне это рассказывала с такой безнадёгой в голосе, не обвиняя, а сожалея, что я под землю была готова провалиться от стыда. Теперь я стараюсь усмирять в себе журналиста с желанием нарыть сенсацию на первую полосу.


— Я стараюсь начать разговор осторожно, прощупываю почву, чтобы понять, о чём герой готов говорить, о чём нет. Но всё равно приходится действовать с нажимом. Если страшное событие произошло недавно, скорее всего, боль никуда не ушла, и человек, как правило, остро переживает произошедшее. Если событие было давно, нужно вытащить из глубин не только факты, но и переживания, эмоции, его ощущения, пережитые в сложные времена. Звучит это, конечно, довольно жестоко, но такова наша профессия.
Евгения Шелковниковажурналист сайта НГС24 (Красноярск) и видеопродюсер Сети городских порталов Shkulev Media Holding.
Пишет практически на любые темы, но сейчас сконцентрировалась на человеческих историях. Последнее время она часто пишет о погибших мобилизованных и часто видит боль, горечь, страдания родителей. Евгения рассказала, как находит слова в общении с родственниками погибших.
Особо болезненный вопрос можно задать во время разговора несколько раз.
 Если сначала человек ушёл от ответа, возможно, в другой момент разговора ему будет немного легче об этом рассказать. В любом случае нужно объяснить и суметь доказать, что журналист — не враг, а человек, который способен сопереживать. Ещё важно сказать, что рассказ человека будет полезен читателям. Для многих это становится решающим аргументом.
Если герои материала — близкие, потерявшие мужчин в СВО, я всегда говорю, что приношу им соболезнования от себя лично и от всей нашей редакции. Говорю: «Мы сочувствуем вашей утрате». На мой взгляд, это элементарная вежливость, которая всегда уместна, если человек потерял близкого, и не надо бояться произносить эти слова.
Если травма другого рода, например, болезнь героя или его близкого человека, тут, на мой взгляд, вполне уместно упомянуть личный опыт. Онкология затрагивает многие семьи, и моя не исключение. Я не стесняюсь говорить, что рак отнимал у меня близких, и поэтому я понимаю чувства собеседника.

Горе и несправедливость, мне кажется, не всегда идут рука об руку. Горе нужно просто описать, если в материале это важно и нужно. С несправедливостью нужно всегда бороться, даже если кажется, что уже поздно и бесполезно.

Изредка бывает, что собеседник агрессивен, может и послать на три буквы. Если я вижу, что коннект вряд ли возможен, не стучусь в глухую стену, экономлю своё время и нервы и просто сдаюсь.

— Мы не просто пишем тексты — мы пытаемся менять к лучшему действительность. С помощью наших материалов мы собираем деньги на работу благотворительных фондов по всей России: их подопечные живут в каждом регионе — от больших городов до самых отдаленных деревень. Мы делаем невидимое видимым и обращаем внимание людей на то, что происходит в стране.

Евгения Волункова главный редактор портала «Такие дела» — СМИ, специализирующееся на социальных темах.
Журналисты этого портала часто рассказывают об уязвимых людях: о людях с особенностями здоровья,о тех, кого принято называть не такими, как все, о тех, кто пережил насилие или другую травму, о тех, кто находится в опасности.
Евгения Волункова поделилась своим опытом «тяжёлого общения».

 Наши герои для нас важнее материала, их безопасность важнее текстов. Часто люди просят об анонимности, потому что боятся. Например, те, кто пережил сексуализированное насилие, не готовы рассказывать об этом публично. Поэтому мы меняем имена и часто фотографируем героев без лиц. Некоторые боятся разговаривать с нами без присутствия куратора, и мы идём на это.
Потому что главный наш принцип — не навредить.
Я делюсь своими личными историями в обмен на личные истории героев, потому что это честно. Это им помогает не стесняться, не бояться, верить вам. Однажды я рассказала женщине, которая пережила в детстве сексуализированное насилие, что в моей жизни было нечто подобное. Только после этого она смогла говорить со мной об этом.
Один из самых сложных моментов в нашей работе — общение с теми, кто пережил утрату, кто серьёзно болен или находится в трудной ситуации, о которой тяжело говорить.
Задача журналиста — вытянуть из человека максимально подробный рассказ о том, что с ним произошло или происходит. Но это может травмировать героя. Поэтому ещё один важный критерий нашей работы — бережность.
Если герой убит горем, можно и нужно задавать ему вопросы не только про горе. Например, у одной героини, которая из-за болезни мужа и смерти сына чувствовала себя очень потерянной, я интересовалась тем, что вызывает у неё приятные воспоминания: как они с мужем познакомились, чем друг другу понравились. Спрашивала о семейных шутках, подарках, хобби, мечтах, приятных детских воспоминаниях. Это помогает настроить человека на хорошую волну, чуть поднять ему настроение и расслабить. С героем в трудной ситуации можно даже шутить! Но важно чувствовать, когда можно и с кем.
Из опыта самое сложное, пожалуй, работа на Северном Кавказе.
Рассказывая нам свои истории, люди рискуют быть убитыми. Поэтому в своих материалах мы меняем всё, что может помочь их опознать: имена, количество детей, города, какие-то незначительные детали. Никаких фотографий, даже без лиц. Вместо фото мы используем рисунки.

Иногда люди сами говорят, что они хотят, чтобы в материале были их настоящие имена и реальные фото. В таких случаях нужно ВСЕГДА проговаривать с ними все возможные риски такой открытости.

В первую очередь мы, журналисты, — люди. Это важно напоминать себе, когда чувствуешь, что границы между героем и тобой сужаются. Кажется, что мы просто слушаем и записываем, а потом публикуем. И больше ничего не должны. И если позволяем себе чуть больше — это неправильно. Да, границы важны. Но всё-таки человеческий подход не менее важен. И стесняться чувств не нужно. Чем более вы искренни, тем герою легче.
12 правил общения с героями «тяжёлых историй»
Эти правила составлены на основе разговора со старшим консультантом по обучению и инновациям центра «Дарт» Гевином Ризом, который стал героем онлайн-встречи, организованной Silamedia в феврале 2022 года.
Часть правил сформировали журналисты, наши эксперты, поделившиеся своим опытом работы с тяжёлыми темами.
Тяжёлые темы — очень уязвимое место в работе журналиста. И очень серьёзная ответственность, поэтому руководствуйтесь простым правилом: не сводите разговор с героем к самому плохому, что с ним случилось. Чтобы ваш материал не содержал такие интонации или формулировки, после которых герой почувствует, что его жизнь в руинах.
Гевин Риз
старший консультант по обучению и инновациям центра «Дарт»
Полезные материалы

Над спецпроектом работали:

автор — Ольга Бердецкая, вёрстка — Анна Брюханова.

Made on
Tilda