Иммерсивная журналистика и документалистика

Спецпроект создан на основе онлайн-встречи в Silamedia Club с продюсером иммерсивных проектов Лакшми Сара, преподавателем Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли.
  • Лакшми Сара
    продюсер иммерсивных проектов, преподаватель Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли
    Иммерсивная история дает нам эксклюзивный доступ к событию. Мы сокращаем дистанцию, которую можно понимать как в физическом плане, так и в эмоциональном, психологическом. Иммерсивный сторителлинг меняет точку зрения, с которой мы можем посмотреть на сюжет или проблему. Он создает такое очень тесное и доверительное, практически интимное, пространство. Вы можете фактически сидеть рядом с человеком, слушать его историю. Быть рядом с тем, с кем вы не оказались бы в одном пространстве в какой-то другой ситуации.

The Call Center

Lives on the line in Northern Iraq
Эта история сначала вышла в виде текстового репортажа. Когда автор создавал фильм, он понял, что сложно удержать внимание аудитории дольше, чем на несколько минут. Видео в формате 360˚ автору показалось очень интересным инструментом, который может дать человеку ощущение пространства. Это не полноценный фильм, а сочетание текста, сюжета и видео 360˚ для погружения в атмосферу места.

Clouds Over Sidra

Сидра — очаровательная 12-летняя девочка, которая проведет вас по её временному дому — лагерю беженцев Заатари в Иордании. Там проживает 130 000 сирийцев, спасающихся от войны, дети составляют половину населения лагеря. Сидра покажет вам свою повседневную жизнь: еду, сон, обучение и игру в огромном пустынном городе палаток. Проект сделан под эгидой ООН. Идея заключается в том, чтобы дать зрителю переживание, возможность почувствовать себя внутри ситуации.
  • Лакшми Сара
    продюсер иммерсивных проектов, преподаватель Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли
    Иммерсивную историю стоит рассказывать, если вы хотите дать вашему зрителю эксклюзивный доступ к героям, сократить дистанцию между аудиторией и персонажами. Изменение ракурса, возможность посмотреть на ситуацию глазами других людей развивает эмпатию. Новые подходы к пространству повествования, помещение зрителя внутрь истории создаёт уникальное ощущение близости и вовлеченности. Эффект присутствия, который мастерски умеют создавать режиссеры классического кино, в иммерсивном сторителлинге мы переизобретаем заново.

We Who Remain

Забытый конфликт в горах Судана
Когда этот проект только вышел, оказалось, что 15 минут — это слишком долго для такого формата истории. Для иммерсивного видео этот фильм кажется слишком медленным, затянутым. Интересно, что New York Times у себя выпустил именно 15-минутную версию, а Аль-Джазира разбила тот же самый фильм на короткие фрагменты для социальных сетей.

  • Лакшми Сара
    продюсер иммерсивных проектов, преподаватель Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли
    Сейчас мы уже поняли, что звук в иммерсивных проектах играет большую роль. Звуком вы можете привлечь внимание к чему-то, обозначить, куда нужно посмотреть, обернуться. Для человека, который оказывается впервые в иммерсивном пространстве, слишком много всего происходит одновременно. Управлять вниманием пользователя на 360˚ — это вызов сторителлеру и режиссёру.

Kiya

Этот проект интересен тем, что он начал свое рождение со звукового файла. Создатели фильма получили доступ к записи звонка в службу спасения. Это был звонок о нападении в доме. Но поскольку нет документального видео, мы не можем точно знать, что произошло. Как быть в такой ситуации? Дать возможность погрузиться в событие. Поэтому сначала мы видим людей внутри дома, а потом вместе с ними выходим за пределы здания. В этот момент мы слышим выстрел. Создатели истории реконструируют произошедшее, помещая пользователя в такие же условия, в которых находились очевидцы.
  • Лакшми Сара
    продюсер иммерсивных проектов, преподаватель Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли
    Очень интересно смотреть, как люди, приходящие из традиционного видеопродакшена, используют классические приемы при создании иммерсивного видео. Здесь важно понимать, что зрителям, пользователям нужно больше времени, чтобы акклиматизироваться в иммерсивной картинке. Там другой темп повествования. С одной стороны, всё нужно делать несколько медленнее, чтобы человек смог привыкнуть, сориентироваться и понять, куда смотреть. Про это часто забывают классические режиссёры. Нужно учиться UX, проверять конечный продукт на всех платформах, на которых ты хочешь его показывать. Вам нужно помнить про крупность субтитров, про доступность девайсов для просмотра, про разную работу проектов в разных операционных системах и так далее.

The Wait

Inside the Lives of Asylum Seekers in Germany
Мы сделали серию репортажей о людях, ищущих убежища в Германии. Нашей целью было показать ситуацию с точки зрения человека. В то время (2015 год) медиа постоянно публиковали цифры: миллион беженцев отсюда, столько-то оттуда, здесь 50, здесь 500 человек. Мы хотели показать конкретные истории. Мы снимали, например, один день из жизни человека, следовали с камерой везде за ним. Некоторые герои соглашались быть в кадре, некоторые нет. Тогда мы снимали видео от первого лица.
  • Лакшми Сара
    продюсер иммерсивных проектов, преподаватель Университета Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли
    Где такие истории могли бы быть востребованы? Я бы сказала, что сейчас журналисты и редакторы уже не в таком восторге все от этих инноваций, как были лет 5 назад. Это дорогое удовольствие и по деньгам, и по времени, затрачиваемому на создание. Не у всех есть ресурсы, чтобы экспериментировать. С другой стороны, поскольку технологии становятся все более доступными, делать иммерсивные истории всё легче и легче. Понятно, что это будут практиковать крупные СМИ, но есть и другие области, где это может использоваться. Например, иммерсивные истории могут пригодиться в образовании, индустрии путешествий. Уже сейчас есть тренинги для медиков, в них используется как раз пространственный сторителлинг. Виртуальная реальность помогает в психотерапии, в лечении фобий и стрессов. Экологическая тематика — благодатная почва для иммерсивных проектов.
Над спецпроектом работали: автор — Ольга Бердецкая, верстка — Ярослав Чернов.
Made on
Tilda